Детский сад №40 "Золотая рыбка"

Программа "Формирование сенсорных эталонов"

 Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

Программа для детей младшего дошкольного возраста

«Формирование сенсорных эталонов

Воспитателя ГОН №11«Винни и его друзья»

На 2015-2016 учебный год

Автор работы: 

Стефаненко Наталья Васильевна 

Нижневартовск, 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования сенсорных 

эталонов в младшем дошкольном возрасте………………………………

1.1. Психофизиологические основы сенсорного развития……………

1.2. Сенсорное развитие детей младшего возраста…………………….

1.3. Особенности систем сенсорного воспитания………………………

1.4. Задачи и содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте..

1.5. Методика формирования сенсорных эталонов…………………..

Глава 2. Организация опытно-поисковой работы по изучению уровня 

сенсорного развития детей раннего возраста…………………………….

2.1. Методологический инструментарий…раннего возраста………………………………

2.2. Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………….

2  

Введение

Важную роль в детском развитии имеет сенсорное развитие. Именно 

сенсорное развитие является основанием для умственного развития ребенка,

и оно имеет самостоятельное значение, потому что для успешного обучения 

в дошкольном учреждении, в школе необходимо полноценное восприятие.

Изучение научных работ по рассматриваемой проблеме показало 

основные направления деятельности исследователей.

Работы Э. А. Александрян, Ш.А. Абдуллаева,М. Ю. Кистяковская, Э. Г. 

Пилюгина, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Е. А. Радина, Э. Л. Фрухт, A.

M. Фонарев, СВ. Фонарева и других посвящены проблемам сенсорного 

воспитания детей младшего возраста.

Проблеме развития сенсорных способностей детей в ходе предметной и 

продуктивной деятельности посвящены работы многих исследователей. Н. А.

Курочкина, Т. Г. Казакова, Е. И. Корзакова, Н. П. Сакулина и других – в 

ходе изобразительной деятельности; В. Г. Нечаева, Ф. В. Изотова, А. Р. 

Лурия, Э. Л. Фрухт и других – в ходе конструктивной деятельности; Н.А. 

Ветлугина и других – в ходе музыкального воспитания; Н. С. Карпинская Л. 

Е. Журова, Г. М. Лямина, Е. И. Радина, Д. Б. Эльконин и других – в ходе

речевого развития.

В работах этих исследователей, показано, что в младшем возрасте идет 

активное развитие процессов восприятия и ощущения и происходит 

формирование познавательной деятельности ребенка. Это способствует 

дальнейшему развитию внимания, мышления, памяти, успешной подготовке

к обучению в школе.

По мнению зарубежных и отечественных педагогов Ф. Фребеля, М. 

Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеевой, А.В. Запорожец, А.П. Усовой, Н.П. 

Сакулиной и других сенсорное воспитание, является составной частью

воспитания дошкольника, которое должно обеспечивать полноценное 

сенсорное развитие.

3  

По мнению отечественных психологов А.Н. Леонтьева, Н.Н. 

Поддъякова, С.Л. Рубинштейна и других необходимо учить видеть и 

воспринимать предметы и объекты, которые нас окружают, уметь выделять в 

предметах и явлениях как существенные, так и характерные для них 

признаки и свойства, развивать целенаправленное восприятие и умение 

направлять свое внимание на те или иные стороны. 

В соответствии с социальным заказом общества, сегодня необходимо 

формировать личность, которая способна к творческому, сознательному, 

самостоятельному самовыражению. Поэтому на первый план выходит 

необходимость поиска методов, форм, условий способствующих 

сенсорному развитию ребенка. 

По действующим федеральным государственным требованиям к 

основной общеобразовательной программе дошкольного развивающая 

функция образования является одной из главных. Именно она обеспечивает 

становление личности и ориентирует педагога на развитие индивидуальных 

особенностей ребенка. 

Поэтому в настоящее время существует потребность системы 

дошкольного образования в поиске новых и эффективных путей создания 

педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении, 

которые будут способствовать воспитанию сенсорной культуры 

дошкольников. Так как перед дошкольным учреждением стоит задача 

воспитать ребенка не только как сознательного члена общества, крепкого и 

здорового, но и обладающего такими качествами как инициативность, с 

активной жизненной позицией, умением проявлять творческие способности и 

высокоразвитыми сенсорными способностями. 

Цель исследования – изучить условия формирования сенсорных 

эталонов у детей раннего возраста. 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи: 

Анализ литературы по проблеме сенсорного развития 

дошкольника; 

4  

Познакомиться с психофизиологическими основами сенсорного 

развития;

Рассмотреть особенности систем сенсорного воспитания и

сенсорного развития детей раннего возраста;

Изучить педагогические условия развития сенсорных эталонов 

детей раннего возраста;

Исследовать уровень развития сенсорных эталонов детей раннего 

возраста;

Организовать работу по сенсорному развитию дошкольников.

Проанализировать результаты экспериментально-

исследовательской работы.

Объектом исследования является сенсорное развитие детей раннего

возраста.

Предметом исследования выступают условия формирования сенсорных 

эталонов детей раннего возраста.

Гипотезой исследование в данной работе выступает то, что 

эффективность формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста 

зависит от следующих условий: использовании дидактических игр;

организации предметно-развивающей среды в группе; непосредственного 

участия родителей в сенсорном развитии ребенка.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной 

темы составляют труды Л.С. Выготского, М.А. Холодного, Н.Н. Поспелова, 

Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Тихомировой, Ж. Пиаже, И.А. Барташникова, Л.А. 

Барташниковой и др.

За методологическую основу исследования взят теоретический анализ 

философских, социологических и психологических исследований, которые

раскрывают сущность сенсорной культуры и положения о развитии 

всеобщей связи явлений, предметов действительности, которые позволяют 

раскрыть закономерности в процессе развития проблем сенсорного 

воспитания. Теоретической основой исследования являются положения о 

5  

личности как субъекте деятельности и общения (Л.С. Выготский, А.Н. 

Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие); о теоретических основах 

педагогического процесса и о комплексном подходе к педагогической 

действительности (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, Ф.Ф. Королев, Ю.П. 

Сокольников и другие).

В работе использовались такие методы как : анализ, синтез, историко-

педагогическая интерпретация полученной информации; изучение и анализ 

программ используемых в обучении и воспитании детей; сравнительно-

исторический, логический методы; педагогические наблюдения; анализ 

детской деятельности, метод статистической обработки материала.

Структура работы: введение, две главы (теоретическая и опытно-

поисковая), заключение, список литературы и приложение.

6  

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования сенсорных 

эталонов в младшем дошкольном возрасте 

1.1. Психофизиологические основы сенсорного развития 

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и 

формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях 

окружающего мира. 

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов 

чувств.[24, 3] Предмет, который рассматривает ребенок , воздействует на его 

глаза; с помощью рук он ощупывает его твердость (или мягкость), 

шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, 

воспринимает ухо ребенка. Таким образом, ощущения и восприятия 

являются чувственным, непосредственным познанием действительности. 

В раннем детском возрасте начинается процесс освоения сенсорных 

эталонов и длится на протяжении всего дошкольного периода и даже дольше. 

Процесс освоения сенсорных эталонов происходит поэтапно. Каждый из них 

отражает возможности детей систематизировать получаемые ими 

представления о свойствах предметов. 

I. этап длится от рождения до начала третьего года жизни. Это период 

сенсомоторных предэталонов, когда ребенком отображаются отдельные 

особенности предметов, которые имеют существенное значение для 

непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности 

формы, величину предметов, расстояние и так далее. Ребенок начинает 

называть круглые формы мячиком, треугольные – крышами. То есть при 

использовании одного предмета другой используется как образец. 

II. этап длится в среднем до пяти лет. Ребёнок пользуется 

предметными предэталонами, образы свойств предметов соотносятся к 

определенным предметам. Ребенок овладевает основными цветами спектра, 

как в повседневной жизни так и на материале дидактических игр. На этом 

этапе особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный 

7  

характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, 

он приобретает эти качества при сравнении с другим. 

III. эпап от пяти лет и старше - на основе накопления многообразного 

опыта, его обобщения под руководством взрослого эталонное значение для 

ребенка начинают приобретать сами свойства предметов в отрыве от 

конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества 

предметов, предметы с освоенными общепринятыми эталонами: трава 

зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш 

деревянные и так далее. 

Овладение системами перцептивных (обследовательских) действий 

зависит от формирования систем эталонов. С одной стороны, перцептивные 

действия помогают выделению различных свойств, которые в последующем 

обобщаются и приобретают эталонное значение. С другой стороны 

овладение эталонами перестраивает перцептивные действия, делает их более 

обобщенными, свернутыми и целенаправленными. Это освоение 

общественно выработанных эталонов и овладение перцептивными 

действиями меняет характер восприятия: ребенок получает возможность 

видеть известное в незнакомом, получает возможность самостоятельного 

обобщенного познания окружающего, формирования расчлененных и 

полных представлений. Таким образом, реализуется принцип системности в 

развитии ребенка. 

Анализ работ школы А. В. Запорожца дает основание для выделения 

четырех основных аспектов, характеризующих перцептивное развитие 

ребенка: 1) психофизиологического аспекта, связанного с развитием 

движений рецепторных аппаратов и их ролью в восприятии; 2) аспекта 

формирования стратегии получения сенсорной информации — овладения 

приемами обследования предметов и их свойств; 3) аспекта генезиса 

перцептивного опосредствования — усвоения сенсорных эталонов и 

способов их использования; 4) содержательного аспекта, проявляющегося, с 

одной стороны, в росте осмысленности и предметности восприятия, умения 

8  

воспринимать сенсорные качества как постоянные признаки определенных 

предметов и, с другой стороны, в формировании и укрупнении «оперативных 

единиц» восприятия, отображающих все более сложные и 

структурированные содержания.[23, 19]

В соответствии с психологическими и психофизиологическими 

основами сенсорного воспитания, определяются задачи, содержание, 

условия, методы, приемы сенсорного развития детей раннего возраста с 

учетом этапов развития ребенка в процессе организации, определении 

содержания, форм и методов сенсорного воспитания. 

1.2. Сенсорное развитие детей младшего возраста

Сенсорное (чувствующее) развитие одна из значимых задач 

целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие 

лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. 

Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, 

позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий 

мир.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные 

стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях 

предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, 

позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

В своей многовековой практике человечество создало определенные 

эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, 

ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить 

любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее 

определение.

Термин сенсорные эталоны был предложен А. В. Запорожцем при 

разработке им теории развития восприятия, формирования перцептивных 

действий. Этим термином он обозначал системы чувственных качеств 

9  

предметов, которые были выделены в процессе общественно–исторического 

развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в 

качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В 

педагогике под сенсорными эталонами понимается восприятие 

геометрических фигур, цвета, величины.

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления 

об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, 

формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, 

длительности промежутков времени и т. д. [17, 222]

Усвоение сенсорных эталонов это умение применять их в качестве 

«единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В общей системе сенсорного воспитания значительное внимание 

должно быть уделено раннему возрасту.[5,328]

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются 

хроматические цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, 

голубой, синий, фиолетовый. А также ахроматические цвета: черный, белый, 

серый. 

Первоначально у детей необходимо формировать представления о 

хроматических цветах, черном и белом цвете, создавать условия, которые 

будут способствовать усвоению названий цветов. Для детей раннего возраста 

нужно ввести не 7, а 6 цветов, исключая из спектра голубой, потому что он с 

трудом усваивается.

Геометрические фигуры это эталоны формы. В ходе ознакомление с

данными эталонами в рамках сенсорного воспитания отлично от изучения 

этих фигур в процессе формирования элементарных математических 

представлений. Необходимо познакомить детей со следующими эталонами

формы: с треугольником, квадратом, кругом, прямоугольником, овалом.

Позже может быть введена форма трапеции. Однако во всех случаях имеется 

в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать 

с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, 

10  

сторон и т.п.).[6, 8] Овал и круг, прямоугольник и квадрат, даются детям как 

отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией.

Необходимо при обучении детей использовать эталоны объемных и 

плоскостных геометрических фигур. В отличие от объемных фигур 

плоскостные фигуры являются более обобщенными. И которые отображают 

наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его 

контур и их можно использовать в качестве образцов при восприятии формы 

и объемных и плоскостных предметов. Поэтому в процессе сенсорного 

воспитания при знакомстве с эталонами формы необходимо использовать 

плоскостные фигуры.

Что касается эталонов величины это относительное свойство и ее

точное определение производится при помощи условных мер. Для того 

чтобы усвоить систему мер и способов их использования необходима 

определенная математическая подготовка, которая не входит в программу 

дошкольного обучения.

Как же необходимо знакомить детей с системами сенсорных эталонов.

Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее — с их 

разновидностями.[6,9] Необходимо показывая и называя сенсорные эталоны, 

предлагать детям задания, для сопоставление разных эталонов между собой,

на подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. Ребенок 

должен запомнить и использовать их названия, так как это позволит 

закрепить представления о каждом эталоне и даст возможность выполнять 

действия по словесной инструкции.

Детей необходимо учить группировать предметы, которые различаются 

по форме, величине, назначению, но которые имеют один и тот же цвет. 

Затем вырабатываются умение группировать предметы, одинакового цвета, 

представленного разными оттенками. Далее осуществляется переход к 

выделению и узнаванию оттенков. 

Достаточно сложно обучить ребенка обследованию формы предметов. 

При обследовании предмета ребенка необходимо научить к тому, чтобы он 

11  

соблюдал последовательность осмотра по определенной схеме. Этому и

должно соответствовать словесное описание формы. Для обследования 

формы на всех этапах обучения можно использовать прием обведения 

ребенком контура предмета и его частей. Это поможет сопоставить 

обводимую форму с усвоенными эталонами. 

Сравнивая предметы по величине, у ребенка развивается глазомер. Для

того чтобы совершенствовать глазомер ребенка нужно учить его решать все 

более сложные глазомерные задачи. Например, простой глазомерной задачей

для ребенка 3 лет может быть выбрать на глаз большего или меньшего 

предмета из 2-х, более сложная это выбор по образцу, когда из 2-х предметов 

нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему. Более сложно

произвести глазомерное «сложение» это подобрать на глаз два предмета,

чтобы они по суммарной величине равны были третьему. А на протяжении 

дошкольного возраста ребенок может научиться соизмерять на глаз как

величины отдельных предметов, так и отношения между ними, т.е. овладеть 

зрительной оценкой пропорций.

В ходе обучения детей способам обследования величины предметов 

возможно научить их пользоваться простейшей меркой, которая выступает в 

качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания 

соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Дети, 

освоившие действия с меркой далее могут применять общепринятую 

систему мер. 

Для сенсорного развития используются способы:

практический способ (наложение, приложение, примеривание);

зрительное соотношение (практические способы являются перспективой 

развития действий).

Таким образом, в развитие восприятия сенсорных эталонов входит два 

компонента это:

Формирование и совершенствование представлений о разновидностях 

свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;

12  

Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, 

необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных 

предметов.

Сенсорное развитие упорядочивает хаотичные представления ребенка,

которые он получает при взаимодействии с внешним миром. С его помощью 

ребенок развивает внимание, наблюдательность и оно является основой для 

интеллектуального развития ребенка, а так же обеспечивает усвоение 

сенсорных эталонов.

Таким образом, полноценное сенсорное развитие ребенка происходит в 

процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно 

формируются эталонные представления о форме, цвете, величине, о 

признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в 

пространстве и др., развиваются все виды восприятия, это является условием 

для развития умственной деятельности.

1.3. Особенности систем сенсорного воспитания

Немецкому педагогу Фридриху Вильгельму Фребелю принадлежит 

заслуга в развитии теории и практики дошкольного воспитания. Он же 

являлся основателем первых детских садов.

По мнению Фребеля через игру и труд, а так же и с помощью форм, 

красок и звуков раскрывается внутренняя сущность человека. Он считал, что 

человек может познать себя в творчестве. Поэтому, Фребель рекомендовал 

учить детей пению, лепке из глины и песка, рисовать карандашами и 

красками, применять «построительные игры» из кубиков и веток. Так как им 

подчеркивалась важность первоначального умственного развития и 

воспитания, то необходимо прочно и правильно формировать у детей первые 

представления, знания, привычки, стремления к изучению окружающего 

мира с помощью непосредственного созерцания предметов.

Педагогическая система Фребеля состояла из методики воспитания 

ребенка в детском саду и дома. Для занятий с детьми им было придумано 6

«даров». Первым даром являлись шесть шерстяных мячиков разного цвета

13  

(синий, желтый, оранжевый, красный, фиолетовый и зеленый), которые 

должны были помощь ребенку 2-3 месяцев научиться различать цвета и 

воспринимать различные направления движений. Эти мячики следовало 

подвесить над кроватью ребенка. 

Деревянный куб, шар и цилиндр – это второй дар. Он придуман для 

детей 3-4 лет. Эти предметы должны были дать представление ребенку об 

основных формах тел, об их весе, твердости и подвижности. 

Для детей старше 4 лет предназначался третий и четвертый дар. Это 

был деревянный куб, который разделен на 8 одинаковых кубиков. Эти дары 

давали представление ребенку о понятиях «число», «целое» и «часть». С 

помощью их он учится считать и строить из них различные предметы. 

Пятым даром являлись 27 кубиков, из них целые 21кубик; 3 кубика 

разделены каждый на четыре призмы; 3 разделены по диагонали, образуя 

шесть призм. Всего получалось 39 фигур. 

27 деревянных кирпичиков – это шестой дар. При чем 21кирпичик 

целые, 3 разделены вдоль и еще 3 разделены на половинки (поперек). Всего 

33 брусочка. Последние два дара применялись для формирования творческих 

способностей ребенка (построение загородного дворца, фасада церкви, 

римского водопровода). 

Еще одной заслугой Фребеля является серия подвижных игр, которые 

строились по принципу подражания природным явлениям, животным, 

деятельности людей (например, в цветы, венки, игры в бабочку, в звезды, 

«Кошки — мышки», «Лисица ходит кругом»). Игры проходили под пение 

песенок. 

Фребель считал, что игра дает возможность ребенку развивается как 

физически так и духовно, с ее помощью он вводится в жизнь и у него 

развиваются органы чувств, усваиваются социальные нормы поведения. 

Итальянский врач и педагог М. Монтессори (1870-1952) считала, что 

особая роль в формировании личности принадлежит «гигиене мышления» и 

14  

что именно оно открывает тайны формирования личности и является 

действенным средством «внутреннего строительства» человеческой психики.

Понятие «сенсорная культура» появилось в дошкольной педагогике 

благодаря именно М. Монтессори. Она считала, что для приобретения такой 

культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в 

различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. [6,4] 

Мышлению свойственна такая черта как умение различать, то есть 

группировать. Следовательно сенсорные упражнения заклячаются в

различении и классификации. Необходимо учить ребенка различать цвет, 

размер, вес, форму, вкус, температуру, шероховатость, звук. Сенсорная 

гимнастика, то есть система упражнений по развитию органов чувств 

помогает ребенку научиться различать. У М. Монтессори есть подробно 

описанная методика развития тактильного чувства, хроматического, 

стереогностического, барического, чувства зрения, звука и других. Для 

развития тактильного чувства она предлагает использовать деревянную 

дощечку, которая разделена на два квадрата. Один квадрат с отполированной 

гладкой поверхностью, а на другой квадрат наклеена наждачная бумага, 

которая состоит из 6 полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до 

атласной). Чтобы ребенок мог «видеть руками» необходимо развивать у него 

чувство осязания.

Для того чтобы развивать чувство зрения Монтессори было 

предложено различать и сравнивать предметы различных форм — кубики, 

палочки, бруски, цилиндры. Зрительный рецептор обеспечивал так же 

развитие хроматического чувства (восприятие цветов). Детей в «Доме 

ребенка» обучали различать восемь цветов по восемь тонов каждого (всего 

предлагалось 64 цветные таблички). М. Монтессори разработала упражнения 

для распознавания звуков.

Центральное место в работах Е.И. Тихеевой отводится проблемам 

сенсорного развития и воспитания дошкольников. По ее мнению сенсорное 

воспитание детей, тесно связано с окружающей жизнью, с познанием 

15  

явлений природы, с игрой и трудом. Она считала, что восприятие, мышление 

и речь ребенка находятся в неразрывном единстве.

Е.И. Тихеевой была разработана методика использования 

дидактического материала, который щедро рассыпан в природе, методика 

наблюдений за миром природы. Для того чтобы развивать мир восприятий 

ребенка, его чувств, необходимо чтобы он находился в непосредственной 

близости с природой, работал в саду, постепенно знакомился с миром 

растений, насекомых, животных, экскурсий в природу. Она предлагала 

создать в саду уголок живой природы, обдуманно подходить к отбору 

дидактического материала – естественного (камни, плоды, песок, цветы, 

насекомые, семена), жизненного (мебель, орудия труда, посуда, бросовый 

материал), искусственного (картины, лото, строительный материал, игрушки, 

игры парами. По мнению Е.И. Тихеевой дидактический материал является 

важнейшим фактором интеллектуального развития детей.

М.М. Манасеина подчеркивала тесную взаимосвязь умственного и 

сенсорного развития ребенка и утверждала, что чем скорее и чем лучше 

выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в 

особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Для того 

чтобы развивать мышление необходимо иметь достаточное количество 

полных и четких представлений.

М.М. Манасеина отмечала, связь конкретных ощущений с 

соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым 

ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база 

развития мышления. Эта внутреннюю связь является фактором

интеллектуальности человеческих ощущений.

По ее мнению в первые годы жизни ребенка родители и воспитатели 

должны уделять внимание на развитие умственных способностей через 

развитие органов чувств. 

16  

М.М. Манасеина разработала систему приемов и средств сенсорного 

воспитания, в которую входят рекомендации по сохранению и развитию 

органов осязания, зрения, обоняния, слуха, вкуса.

Очень важным по мнению М. Манасеиной является развитие 

«цветового зрения». Она доказывает, что малыши сначала не способны 

различать цвета. По началу они распознают только свет и темноту, затем

желтый цвет, далее красный, фиолетовый и так далее.

В развитии слуха она советует оберегать ребенка от резких, 

неожиданных звуков, а так же обращать внимание на способность детей 

определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с 

закрытыми глазами) фарфор, различные металлы, дерево, стекло; по шелесту 

– шелк, шерстяные ткани, бумагу и так далее. С помощью игровых 

элементов возможно научить ребенка по голосу – узнавать человека, по звуку 

определять расстояние до того или иного предмета.

Не мало важное значение в сенсорном развитии и воспитании ребенка 

по мнению М.М. Манасеиной имеет рисование (лепка), так как с их 

помощью развивается верность глаза, руки, чувство формы, цвета, а так же 

происходит приучение ребенка вникать во все подробности, частности. 

1.4. Задачи и содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте

Познание окружающего начинается с ощущений и восприятия. В 

процесс познания следует включать все виды восприятия: зрительное, 

слуховое, кинестетическое, тактильное, вкусовое, обонятельное. Это 

позволяет разносторонне познавать предметы и явления в совокупности их 

свойств и качеств. Такое непосредственное знакомство с предметами и 

явлениями действительности способствует накоплению сенсорного опыта, 

который служит основой формирования более сложных психических 

процессов: представлений, воображения, мышления и др. В связи с этим 

развитию восприятия должно быть уделено большое внимание.

17  

Работа воспитателя должна быть ориентирована на то, что сенсорное 

развитие детей является основой формирования интеллектуальных и 

художественных способностей человека. В работе должно быть 

предусмотрено целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного 

опыта детей как основы познания мира предметов, явлений, их свойств и 

качеств, а также развитие сенсорных способностей, формирование образных 

представлений и воображения.

Основные задачи сенсорного воспитания:

развивать сенсорные процессы как основу непосредственного познания 

действительности во всех ее проявлениях: форма, цвет, пространство, звук 

и др. Включать в процесс восприятия сравнение предметов, цвета, звуков, 

запахов.

учить рассматривать окружающие предметы, выделять их форму, 

величину, строение, цвет и т.п.; называть эти качества предметов, 

вслушиваться и выделять звуки природы (шум дождя, ветра, пение птиц и 

др.); слышать и выделять звуки улицы города, села, звуки человеческого 

голоса, музыкальные звуки и др.

включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с 

помощью двух рук, что не только организует сам процесс познания 

окружающего, но и развивает мышление (ребенок видит предмет, 

называет его, гладит, ощупывает, обводит по контуру и т.п.)

В 2-3летнем возрасте ребенок еще не готов к усвоению сенсорных 

эталонов, но у него начинают уже накапливаться представления о 

величине, цвете, форме и других свойствах предметов. И представления 

эти должны быть достаточно разнообразными. Следовательно, ребенка 

необходимо знакомить со всеми основными разновидностями свойств.

В практике дошкольного воспитания еще применяется методика 

знакомства детей раннего возраста с 2-3 формами и цветами и требования

запоминания и правильного употребления детьми их названий. На 

сегодняшний день по данным исследований такое обучение мало 

18  

способствует сенсорному развитию ребенка, так как это резко ограничивает

круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Дети не 

обращают внимание на другие разновидности свойств, если будут заучивать 

отдельные разновидности.

Не нужно требовать запоминания и употребления названий свойств 

предметов при знакомстве с ними детей раннего возраста. Важно, чтоб 

ребенок во время действий с предметами умел учитывать их свойства. Во 

время занятий с детьми необходимо употреблять названия цветов и форм, но 

не требовать этого от воспитанников. Необходимо, чтобы дети научились 

правильно понимать слова: «цвет», «форма», «такой же».

Ребенок третьего года жизни может выполнять элементарные 

продуктивные действия (складывать простейшие предметы из строительного 

материала, выкладывать мозаику, наносить цветовые пятна). Но при этом он 

мало учитывает свойства отображаемых вещей и используемого материала, 

потому что не понимает их значения и не фиксирует внимания на них. 

Следовательно, обучая детей выполнению простейших продуктивных 

заданий, нужно добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил постоянные 

признаки предметов, а именно цвет, форма, величина, и это нужно учитывать 

при выполнении самых различных действий. Именно к 3 годам 

подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка завершается, а далее 

начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

1.5. Методика формирования сенсорных эталонов

В течение дошкольного периода характер сенсорного познания 

меняется, сначала ребенок манипулирует предметами затем на основе зрения,

зрительного ощупывания, осязания знакомится с ними. Для успешности 

сенсорного познания необходимы систематичность, планомерность, 

разнообразие и последовательность методов и методик проведения занятий. 

Сенсорное воспитание взаимосвязано с другими видами воспитания.

Методика сенсорного воспитания детей включает:

19  

1. Формирование у детей систем обследовательских перцептивных 

действий;

2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных

представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы 

перцептивных действий и системы эталонов в практической и 

познавательной деятельности.

Действия, которые ведут к первоначальному выделению свойств 

предметов и явлений по мнению Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной это действия 

с предметами (подбор предметов в пары и т.п), продуктивные действия 

(простейшие постройки из кубиков и т.п.), упражнения и дидактические 

игры. 

Способы выполнения соотносящих действий, которые формируются у 

ребенка, зависят от особенностей обучения. Если взрослые дают только 

образец действия, многократно разбирая и складывая пирамидку на глазах у 

ребенка, он скорее всего запомнит место, на которое попадает каждое кольцо 

при разборе.[17, 79]

Для восприятия предмета необходимо обучать детей обследованию с 

целью выявления тех его свойств, которые необходимо знать для того чтобы 

справиться с предстоящей деятельностью. 

Существуют правила, общие для большинства видов обследования:

восприятие целостного облика предмета;

мысленное деление на основные части и выявление их признаков 

(форма, величина, цвет, материал и др.);

пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, 

над, сверху и т.д.);

вычленение мелких деталей, установление их пространственного рас-

положения по отношению к основным частям;

повторное целостное восприятие предмета.

20  

Используя эти правила ребенок сможет овладеть обобщенными 

способами чувственного познания, которые затем может использовать в 

самостоятельной деятельности.

Методические принципы формирования сенсорных эталонов:

Первый принцип системность, то есть логика построения работы 

предполагает определенную систему.

При системном подходе к сенсорному развитию детей раннего возраста 

у них формируются навыки и умения, которые свидетельствуют об 

определенном уровне восприятия: 

дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, 

фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда 

практических действий;

группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, 

форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей 

в период от 2 лет до 2 лет 3 месяцев и старше;

соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, 

фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четырех 

разновидностей цвета, либо четырех разновидностей формы и т. д.);

узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, 

имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.), в 

пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка);

обозначают различные предметы в соответствии с их 

характерными сенсорными признаками (лес, море, солнце, листья, огоньки);

активно используют «опредмеченные» слова – названия для 

обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, 

апельсин, помидор, цыпленок, небо);

отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития 

самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-кирпичики или 

кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в 

соответствии с цветом их одежды);

21  

начинают активно пользоваться общепринятыми словами – 

названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета. 

Второй принцип последовательность, то есть постепенное усложнение 

программного материала: свойства предметов воспринимаются с 

практического выделения, далее происходит зрительное восприятие и, затем, 

запоминание, связанное с представлением о данном свойстве. 

Третьим принципом является деятельностный подход, так как 

сенсорное развитие ребенка возможно в активной деятельности его с 

предметами. И, как известно предметная деятельность является ведущей 

деятельностью раннего возраста. 

Четвертый принцип совместно-разделенная деятельность, когда 

действия ребенка формируются сначала в совместной, а затем совместно-

разделенной деятельности, а далее ребенок выполняет их по образцу. 

Постепенно ребенок манипулирует с предметами самостоятельно и 

обобщенно (переносит на другие предметы). 

В период раннего детства развитие происходит быстрыми темпами, 

поэтому к каждому микро периоду нужно подходить дифференцированно и 

особо подходить к вопросу о повторности занятий. В то же время занятия на 

повторение не должно быть полностью, совпадать с основным занятием. 

Важно при планировании и методике проведения занятий по 

сенсорному развитию осуществлять взаимосвязь обучения на занятиях с 

закреплением и умений в повседневной жизни: в самостоятельной 

деятельности, на прогулке и так далее. 

Основным средством сенсорного развития в процессе обучения 

являются занятия, на которых ребенок осуществляет ту или иную 

продуктивную деятельность. Для того, чтобы ребенок мог выделять свойства, 

называть и определять их, сопоставлять предметы по тем или иным 

свойствам, для обогащения сенсорного опыта используются дидактические 

игры и пособия. 22  

Л.А. Венгер обобщает большое количество разновидностей дидак-

тических игр как средств сенсорного воспитания в таблице[5, 338-339] (см. 

Приложение 1).

В деятельности необходимо создать условия, которые 

благоприятствуют формированию сенсорных эталонов детей раннего и 

младшего возраста, а именно:

- включение ребенка в содержательные виды деятельности;

- создание развивающей среды;

- специально организованное обучение для познания окружающего 

мира.

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста 

будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

использование дидактических игр; организации предметно-игровой среды в 

группе; непосредственное участие родителей в сенсорном развитии ребенка. 

Дидактические игры - это вид учебных занятий, которые проходят в 

виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного 

обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры 

игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного 

обучения.

Некоторые формы дидактических игр могут быть использованы в 

качестве универсального средства сенсорного воспитания. Для 

дошкольников эффективным средством сенсорного развития является 

дидактическая игра. Наибольшее значение игра приобретает в 

самостоятельной деятельности ребенка. Был найден верный подход к 

разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена 

учебно-игровая структура: содержание, правила игры, игровые действия 

(А.П. Усова, В.Н. Аванесова, Р.И. Жуковская, Е.И. Радина, Е.И. Удальцова, 

А.И. Сорокина, В.Г. Батурина и др.).

Так как с помощью игры накапливаются и формируются представления 

о сенсорных эталонах, то по мнению Л.А. Венгера необходимо определить 

23  

место дидактических игр в системе сенсорного воспитания. С помощью 

дидактических игр и упражнений происходит знакомство детей со 

специфическими внутри- и межсистемными связями, которые не 

представлены "в чистом виде" в продуктивной деятельности, формируются 

системные перцептивные действия, направленные на решение 

познавательных задач. 

Дидактическая игра как игровой метод обучения может 

рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или 

автодидактические игры. В первом случае главная роль принадлежит 

воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию применяет 

разнообразные игровые приемы, создает игровые ситуации, вносит элементы 

соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой 

деятельности необходимо сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями, 

показом. 

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. 

Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком 

окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, 

величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и 

упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на 

совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. 

Дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами 

(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные 

игры. 

Обязательными составляющими элементами дидактической игры 

должны быть: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и 

правила. При выборе дидактической игры необходимо учитывать уровень 

подготовленности воспитанников, так как в играх они должны применять 

уже имеющимися знания и представления. 

На втором-третьем году жизни основным типом дидактических 

заданий является выполнение «соотносящих» предметных действий, т. е. 

24  

действий, требующих совмещения предметов и их частей с учетом формы, 

величины и других свойств, выполнение орудийных действий, требующих 

учета пространственных свойств и отношений объекта и орудия, выбор по 

образцу предметов определенной формы, величины, цвета. Все эти задания 

создают необходимые условия для формирования парных соотнесений с 

использованием «ситуативных» предметных предэталонов.

Усложнение заданий на выбор по образцу с возрастом может идти в 

следующих направлениях:

а) уменьшение различий между вариантами, из которых производится 

выбор;

б) увеличение количества вариантов;

в) введение отсрочки во времени;

г) переход к выбору с наличием нескольких альтернатив (т. е. с 

возможностью подбора к образцу по разным признакам), направляемому 

словесным указанием («найди кубик такой же формы, такого же цвета»).

Материалом для обучения соотносящим предметным действиям 

являются разнообразные дидактические игрушки типа геометрических 

вкладок, матрешек, яиц, башенок, фигурных пирамидок, а также разной 

формы коробки с крышками и разрезные картинки. Овладение орудийными 

действиями большей частью не требует применения дидактического 

материала, хотя возможна разработка специальных «орудийных» игр, 

подобных тем, которые были предложены С. Л. Новоселовой для целей 

воспитания мышления, но в вариантах, при которых достижение успеха 

зависело бы от взаимного соответствия внешних свойств объекта и орудия.

Материал для обучения выбору по образцу — вырезанные из картона 

или фанеры пары фигур, различающихся по форме, величине, цвету, а также 

пары объемных фигур, различающихся по этим же признакам, парные 

картинки, лото. Могут быть использованы все основные геометрические 

формы и их варианты, все цвета спектра и их оттенки.

25  

Обучение выполнению указанных типов заданий должно включать 

формирование у детей внешних ориентировочных действий (пробного 

прикладывания сопоставляемых объектов друг к другу, наложения одного 

объекта на другой и т. п. для установления их идентичности или 

соответствия) с последующим переводом детей к решению задачи в 

перцептивном плане. Одним из приемов такого перевода может явиться 

замена действий с предметами действиями с их изображениями (парные 

картинки, лото) или введение отсроченного выбора.[5, 331] 

Дидактические игры выполняют ряд функций. 

1. Учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее 

совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них 

обобщенных представлений и способов действий. В дидактических играх и 

упражнениях надо предоставить детям возможность: 1) повторно 

воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их 

узнавании и различении; 2) оформлять чувственные впечатления, уточнять 

названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и 

т.п.), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по 

словесному описанию; 3) делать первичные обобщения, группировать 

предметы по общим свойствам; 4) соотносить, сравнивать жизненные 

свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами. 

Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество 

взаимосвязанных задач. И специально организованные дидактические игры – 

хорошее дополнение к обучению на занятиях. 

2. Функция контроля за состоянием сенсорного развития детей. 

Ни один из видов детской деятельности не может полноценно 

развиваться на чисто вербальном уровне, без использования предметной 

среды. Деятельность осуществима только при условии, что ребенок 

располагает соответствующими объектами и средствами, необходимыми 

способами действий. При недостатке предметной среды у ребёнка может 

исчезнуть желание узнать новое, возникает апатия, а влечение занять себя 

26  

может приобрести компенсаторное направление. Следовательно создание 

предметно-развивающей среды является важным условием благоприятного 

развития ребёнка. 

Проблемой организации предметно-развивающей (предметно-игровой) 

занимались известные психологи и педагоги, таких как Т. В. Антонова, Т. Н. 

Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. 

Петровский, Сековец и др. 

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. 

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, 

которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на 

жизнь ребенка (т. е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в 

который ребенок приходит, рождаясь на свет). 

Большинство специалистов склоняются к концепции доктора 

психологических наук СЛ. Новоселовой, которая считает, что развивающая 

предметная среда – это система материальных объектов деятельности 

ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и 

физического развития ребенка. 

Следовательно, под предметно-пространственная средой понимается 

часть развивающей среды дошкольного детства. Особое значение в 

дошкольных учреждениях имеет предметно-игровая среда, так как основным 

видом деятельности ребенка является игра, которая оказывает влияние на 

разностороннее развитие личности. Понятие «предметно-игровая среда» 

входит в «развивающую предметную среду». 

С помощью развивающей среды возможно создать благоприятные 

условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: 

ребенок узнает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), 

овладевает пространственными отношениями; овладевает миром звуков, 

приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает 

особенности устройства собственного организма; экспериментирует с 

цветом, формой, создает продукты собственного творчества и т. д. 

27  

Для детей младшего возраста самым важным является зона сенсорного 

развития, так как ребенок этого возраста познает мир с помощью органов 

чувств. В этой зоне с помощью специальных обучающих материалов ребенок 

с помощью игры учится различать цвета и их оттенки, силу звука, 

знакомиться с понятиями формы, величины, длины, ширины, разнообразит 

свои тактильные ощущения. Благодаря этой зоне ребенком утончается

восприятие, расширяется словарный запас, развивается воображение и 

наблюдательность.

Еще одним важным условием организации сенсорного воспитания 

детей является активное участие родителей.

На современном этапе совместная деятельность семьи и дошкольного 

учреждения строится на следующих принципах:

• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и 

обучении детей;

• единое понимание педагогами и родителями целей и задач 

воспитания и обучения детей;

• помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны 

педагогов, так и со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей 

коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного 

потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и 

дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного 

учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность 

родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, 

направить, дополнить их воспитательную деятельность. 

Основная цель всех форм и видов взаимодействия дошкольного 

учреждения с семьей это установление доверительных отношений между 

детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, 

28  

воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и 

совместно их решать в процессе общения.

Для того чтобы определять отношения выявленных свойств и качеств 

данного предмета к свойствам и качествам других предметов ребенок в 

процессе обучения должен овладеть сенсорными эталонами. Овладение 

сенсорными эталонами - шкалой величины, системой геометрических форм, 

цветовым спектром, пространственными и временными ориентировками, 

звуковысотным рядом, шкалой музыкальных звуков, фонетической системой

языка и др. - достаточно продолжительный и сложный процесс. 

Таким образом, условиями формирования сенсорных эталонов у детей 

младшего возраста являются, во-первых, использование дидактических игр, 

во-вторых, организации предметно-развивающей среды в группе, в-третьих, 

непосредственное участие родителей в сенсорном развитии ребенка.

29  

Глава 2. Организация опытно-поисковой работы по изучению 

уровня сенсорного развития детей раннего возраста

2.1. Методологический инструментарий

Для практического обоснования выводов, которые были получены в 

результате теоретического изучения проблемы «Формирование сенсорных 

эталонов у детей раннего возраста» была проведена опытно-

экспериментальная работа.

С этой целью была проведена диагностика по выявлению и оценке 

уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МАДОУ ДСКВ №40 "Золотая 

рыбка" г. Нижневартовска во второй младшей группе. Детский сад 

занимается по программе Радуга. Цель данной программы всестороннее 

развитие психических и физических качеств детей от 2 до 7 лет в 

соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В исследовании участвовало 23 ребенка в возрасте от 2 до 3 лет, 23 

родителя. Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года. 

В ходе этой работы решались следующие задачи:

- выявление уровня каждого ребёнка в области формы, цвета, 

величины, размера на начальном этапе эксперимента с помощью 

диагностических методик;

- проведение формирующего эксперимента;

- получение оценки уровня овладения сенсорной культурой у детей 

раннего и младшего дошкольного возраста на контрольном этапе 

эксперимента.

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня 

развития практической ориентировки на величину, форму; умения выделять 

цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

За основу брался тот уровень знаний, умений и навыков, который дети 

раннего возраста должны приобрести по программе «Радуга».

30  

Высокий уровень - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, 

правильно выполняет задание без помощи педагога. Средний уровень –

ребенок иногда ошибается, но охотно использует помощь педагога, чтобы 

правильно выполнить задание. Низкий уровень - ребенок не сотрудничает 

со взрослым, не понимает задания и не выполняет его даже после показа.

При подходе к отбору методик для психолого-педагогического 

обследования учитывалось то, что основным способом усвоения 

общественного опыта для ребенка раннего возраста является подражание 

действиям взрослого. Это в том случае, если ребенок уже способен к 

сотрудничеству со взрослыми. Здесь сотрудничеством понимается желание 

ребенка выполнить задания, предложенные взрослым.

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил 

самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или 

выполненные с неточным соответствием).

Задание 1. Изучение восприятия цвета.

Подготовка исследования. Сделать кружки диаметром 3 см, 

окрашенные в основные цвета; коробочки таких же цветов; 2 карты размером 

25х10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеить кружки 

основных цветов, а вторая карта - пустая.

Проведение исследования. Эксперимент состоит из 4 серий, интервал 

между которыми – 1 день.

Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков 

(по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в 

соответствии с их цветом. При этом цвет не называют.

Вторая серия. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), 

показывают карту-образец и просят разложить кружки на пустой карте так 

же, как на образце.

Третья серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют 

цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета.

31  

Четвертая серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят 

назвать цвет каждого. 

Полученные данные заносятся в таблицу (см. Приложение 2).

4- выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым -

высокий уровень;

3 выполненных задания - средний уровень;

1-2 выполненных задания - низкий уровень .

Задание 2. Изучение соотношения зрительного и осязательного 

восприятия формы.

Подготовка исследования. Подобрать два комплекта основных 

геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).

Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента.

Первая серия. Зрительное ознакомление с формой. Ребенку в течение 

10 с. показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь 

набор, в котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так 

же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не 

разрешают.

Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенок 

знакомится с фигурами сначала без участия зрения, только путем 

осязательного восприятия, а затем и зрительного. В наборе он узнает фигуры 

так же, как и в предыдущей серии. Фиксируют движения глаз и руки ребенка 

(на что он смотрит, как ощупывает предмет) и время рассматривания образца 

в процессе зрительного и осязательного восприятия.

Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. 

Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется 

перенос образа из зрительной модальности на осязательную и наоборот. 

Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе 

путем осязательного восприятия.

32  

Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. 

Исходный образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его

путем

6 февраля 2016 в 16:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.